статьи

Черемушкинская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет особенности применения законодательства о защите прав предпринимателей в 2020 году!

Черемушкинская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет особенности применения законодательства о защите прав предпринимателей в 2020 году!

Порядок организации проверки и порядок оформления ее результатов установлены ст. ст. 14 и 16 Закона N 294-ФЗ независимо от видов и форм проверок (плановая, внеплановая, выездная, документарная).

Так, согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа утверждена Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которая, в свою очередь, предусматривает указание как на вид проверки (плановая, внеплановая), так и на ее форму (документарная, выездная).

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

Таким образом, каждая из представленных в Законе N 294-ФЗ форм проверок (документарная, выездная) должна проводиться и оформляться в установленном порядке начиная с подготовки распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и заканчивая составлением акта проверки, при этом следует иметь в виду, что согласно ст. 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок (документарной, выездной) не может превышать двадцать рабочих дней, за исключением случаев, установленных данной статьей.

Что касается применения ч. 2 и 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, то считаем, что они корреспондируют между собой без каких-либо противоречий.

Так, если ч. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ установлена периодичность проведения плановых проверок (не чаще чем один раз в три года), то предметом регулирования ч. 8 указанной статьи являются основания для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а именно истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в

соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

На основании вышеизложенного и учитывая тот факт, что ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ носит императивный характер, для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок необходимо наступление одного из видов оснований, установленных данной частью статьи, перечень которых является исчерпывающим, за исключением случаев, прямо предусмотренных требованиями Закона N 294-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - постановление N 438) установлены особенности осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе в целях осуществления мероприятий по обеспечению охраны здоровья населения и нераспространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации.

Важно отметить требования пункта 10 указанного постановления, согласно которому органам государственного контроля (надзора), органам муниципального контроля при поступлении ходатайств об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний в течение 10 рабочих дней после поступления таких ходатайств принимать решения о продлении сроков, за исключением предписаний, указанных в подпункте "д" пункта 1 настоящего постановления.

В условиях распространения коронавирусной инфекции недопустимо оказание давления на субъекты предпринимательства, а также создание излишних административных барьеров.

Последние новости