Значение игры в развитии личности ребенка
Значение игры в жизни ребенка очень велико. Именно через игру малыш познает мир, учится взаимодействовать с ним, контактирует со своими близкими, а позже, со сверстниками и другими взрослыми, приспосабливается к работе в команде, проявляет фантазию и смекалку, развивает логику, активирует мыслительный процесс. Здесь важно понять, что все необходимое ребенок получает как раз в игровом формате, и рассматриваться данная форма деятельности должна комплексно. Играя, ребенок:
- развивает мелкую моторику (рисование, лепка, пазлы), что ускоряет развитие речевых навыков;
- развивает фантазию (вовлечение родителей, игрушек, применение к себе какой-либо роли из реальной жизни или прочитанной книги);
- адаптируется к социальным ситуациям (магазин, школа, поликлиника);
- развивается физически (подвижные игры);
- нивелирует стресс (укачивание/укладывание кукол, активные игры).
Задача родителей состоит в правильной организации игрового пространства – дать ребенку возможность проявить фантазию, направить его активность в правильное русло, объяснив через игру основные нормы и правила поведения.
Начинать играть с ребенком нужно с рождения, важно лишь адаптировать деятельность под возраст малыша, так как основные навыки дети получают, общаясь с родителями. Сначала ребенок смотрит, как родители манипулируют различными предметами: погремушками, игрушками, бытовыми вещами. А затем сам начинает держать и перемещать те же предметы, повторяя за ними движения, жесты, мимику.
С малышами постарше вариантов игры гораздо больше. К году они уже готовы собирать и разбирать пирамидки, оставаться одни на небольшое количество времени и занимать себя сами, у них появляются свои предпочтения. После третьего года жизни, игры детей становятся еще разнообразнее: ребенок проявляет фантазию, вовлекает игрушки в обыгрываемую ситуацию, способен занять себя, пока мама занята домашними делами.
Игровая деятельность в жизни ребенка развивает творческий подход, интерес к новым знаниям, умение собирать и обрабатывать информацию, формирует тягу к познавательной деятельности, развивает навыки коммуникации. Родителям же игра позволяет наладить коммуникацию с маленьким человеком. Важно лишь помнить, что дети – это личности со своим внутренним миром, характером, предпочтениями, а чтобы они нашли свой правильный путь, мы – взрослые, можем и должны помочь маленькому человеку адаптироваться в этом мире.
ГБУ Центр социальной помощи семье и детям «Гелиос»