статьи

«Ябеда-Корябеда. Что за этим стоит»

«Елена Петровна, а Миша говорит плохие слова», «Мам, а Лена игрушки не убирает», «Светлана Андреевна, посмотрите, я помыл руки после прогулки, а Саша нет», - как часто мы слышим от детей подобные фразы и начинаем стыдить, отчитывать, грозить наказанием. Но на самом ли деле дети так эгоистичны или в их обращениях к взрослому зашифровано другое сообщение? Попробуем разобраться.

Когда ребенок ябедничает, он стремится повлиять на поведение другого ребенка с помощью взрослого, чтобы проступок получил заслуженное, по мнению ябеды, наказание. Но дети, особенно дошкольники, не часто желают наказания сверстника. Чаще всего за жалобой стоит стремление разобраться в нормах поведения, которые малыш пытается понять с позиции уже имеющихся у него знаний. За жалобой скрыт вопрос: «Правильно я понимаю, что нельзя говорить плохие слова?» или «Все ли должны убирать игрушки?» Ребенок только учится разбираться в социальном устройстве мира, и те правила, которые он уже усвоил формально (как требование или запрет взрослого), он еще не всегда может применить на практике.

Проще учиться на примерах других – проанализировать, оценить их поведение и обратиться к взрослому за поддержкой – так ли я понял для себя ситуацию, а уж потом корректировать свое поведение. В таких случаях не стоит стыдить «ябеду» или наказывать «нарушителя», просто нужно подтвердить правило применительно к конкретной ситуации: «Да, Лиза, ты хорошо запомнила, что нельзя говорить плохие слова, другим деткам становится от этого обидно» или «Все ребята помнят, что после прогулки мы моем руки?» Такое обращение будет полезно и «нарушителю» дисциплины, который без лишних нравоучений сможет скорректировать свои поступки.

Становясь старше, уже в школьном возрасте, дети действительно начинают ябедничать, но и тому есть иногда оправдание. Этим страдают те, кто по тем или иным причинам попали в ловушку сравнительного воспитания, и потому строят представление о себе только через оценку других. Формируется такая позиция чаще всего тогда, когда любовь взрослых к ребенку условна, и их отношение меняется в зависимости от ситуации или сравнительной оценки с другими людьми.

К ябедничеству, порой, толкает чувство дискомфорта из-за неспособности наладить отношения со сверстниками. В жалобах может проявляться и скрытая агрессия, попытки манипулирования сверстниками, да и взрослыми людьми. Например, мальчик, в стремлении отомстить сверстникам за то, что его не зовут в компанию, провоцирует самого эмоционального на драку, а потом жалуется родителям, и этот эпизод приобретает широкую огласку. Юный манипулятор чувствует себя вполне удовлетворенным, а главное, готов использовать этот механизм вновь и вновь.

Предотвратить такие проявления в поведении наших детей возможно только при правильном подходе к воспитанию ребенка с самого детства.

ГБУ Центр социальной помощи семье и детям «Гелиос»

Последние новости