Важность совместной деятельности взрослого и ребенка
Довольно часто родители недоумевают, когда слышат фразу от психолога: «Вам нужно выделить время для совместной деятельности с ребенком, это важно!» Родитель задумывается, ведь он и так проводит много времени со своими детьми – накормить, одеть, проверить уроки, проследить, чтобы ребенок не засиживался перед телевизором или компьютером. Не это ли есть совместная деятельность? Неужели есть что-то еще, что нужно делать с ребенком?
Термин «совместная деятельность» понимается, как процесс присвоения детям социального опыта.
Совместная деятельность и общение должны быть эмоционально окрашенными, контактными и иметь особенные характеристики.
Давайте опишем их:
- содержание совместной деятельности, которое будет интересным и взрослому, и ребенку. Если играть, то в интересное для всех, если читать, то по ролям, и, конечно же, вместе.
- эмоционально-личностная включенность родителей очень важна для ребенка. Мама и папа должны вовлекаться в деятельность, испытывать чувства и демонстрировать их, радоваться или огорчаться, реагировать на то, что делает ребенок. Если ребенок расстроился, что он проиграл, ему нужно сопереживать, если он радуется, что у него хорошо вышло, нужно радоваться с ним. При этом можно и нужно делиться своими впечатлениями.
- контакт между участниками совместной деятельности предполагает, что родитель и ребенок находятся в постоянном взаимодействии, они способны реагировать на действия друг друга, соотносят свои действия, регулируют поведение и видят друг друга.
- нацеленность на потенциал общего развития предполагает усложнение занятий, которые у ребенка уже хорошо получается реализовывать: придумать новую игру, дать более сложную книжку или предложить увеличить расстояние. При этом быть рядом и помогать ему делать первые шаги в освоении нового. При этом, содержание и форма совместной деятельности зависят от возраста ребенка.
Таким образом, любую деятельность можно сделать совместной, если придерживаться выше изложенных правил. Стоит отметить, что включенность родителя в процесс, предложение сделать что-то вместе, новое распределение ролей для ребенка оказываются очень ценными.
Благодаря совместной деятельности ребенок может решить более сложные задачи и раскрыть свой потенциал, каким бы он ни был, что способствует формированию новых навыков и умений. А также, эмоциональному сближению родителей с ребенком и созданию гармоничной семейной атмосферы.
ГБУ Центр социальной помощи семье и детям «Гелиос»