По воздуху – быстрей: спасательные вертолеты в Москве прилетают на вызов всего за 6 минут
Какие вертолеты находятся на службе столичных спасателей, где находятся вертолетные площадки и с какими случаями приходится иметь дело сотрудникам 24 часа в сутки? Об этом рассказали во вторник, 7 декабря, в Информационном центре Правительства Москвы на пресс-конференции «Авиационно-спасательные технологии в столице».
В арсенале Московского авиационного центра (МАЦ) на сегодняшний день находится 11 вертолетов и около 30 экипажей. Это пожарные Ка – 32 и Ми-26T, санитарные (медицинские) - ВК 117С-2 и легкий Bell - 429 для мониторинга территории. В управлении МАЦ 26 вертолетных площадок, четыре из которых находятся на территориях лечебных учреждений, 21 вертолетная площадка в Троцком и Новомосковском округах и одна в Юго-западном округе на 35 км МКАД. В зону обслуживания Московского авиационного центра также входят территории Северного и Южного Бутова.
«Мы используем двухдвигательные вертолеты, а экипажи формируются из двух командиров, большинство летчиков имеют опыт боевых вылетов в «горячих точках». Они несут дежурство круглосуточно. В свободное от вызовов время они тренируются для выполнения задач в сложных метеоусловиях: облачности, снега, дождя, высоких и низких температур», - рассказал заместитель руководителя Департамента ГОЧС и ПБ Андрей Иванов.
Благодаря авиации спасатели могут не только оперативно эвакуировать людей с мест ЧС в медучреждение, но и оказывать помощь людям прямо в вертолёте. На борту медицинских вертолетов работают врачи и находится вся необходимая медтехника для реанимации. А при помощи «пожарного» вертолета можно существенно ликвидировать площадь возгорания. Такой борт за раз выливает около пяти тонн водо-соляного раствора.
В среднем дорога к месту происшествия занимает всего шесть минут. Это позволяет доставлять пострадавших в больницы за 10 – 20 минут, что соответствует «золотому часу» - промежутку времени после получения травмы, в течение которого можно спасти жизнь человеку. С начала года пожарные вертолеты 14 раз привлекались к тушению пожаров, три из которых произошли на территории Московской области. Всего за год было сброшено 3 800 тонн воды, санитарные самолеты за этот год доставили в медучреждения 359 пострадавших. По словам Иванова, за все время работы санитарной авиации, а это ни много, не мало, 13 лет, не было ни одного летального случая.
Кроме того, спасатели освоили новую технику – забор воды из ледяной полыньи для тушения пожаров при сильных морозах. «Это стало актуальным в прошлом году. Никогда не замерзающая Москва-река вдруг покрылась льдом из-за сильных морозов. Где брать воду для тушения пожаров? Конечно, из полыньи. Это ювелирная техника, требующая высокого профессионализма, и наши пилоты освоили ее в совершенстве», - добавил директор Московского авиационного центра Кирилл Святенко.
По словам специалистов МАЦ, труднодоступных мест для авиации не существует. Однако, Троицкий и Новомосковские округа отличаются от исторической части города тем, что там не такая высокая постройка и большое количество природы: леса, поля. Там, где не может сесть вертолет, могут высадиться спасатели – универсалы, которые обучены беспарашютному десантированию с помощью специального спускового устройства и лебедки.
«А там, где мы не можем ни приземлиться, ни десантировать спасателей, мы можем принести надежду. Например, последний случай: две женщины в поисках грибов забрели на полигон Алабушево, на место, где происходят стрельбища. Как они туда попали - остается загадкой. С земли была организована серьёзная поисковая бригада, но они не смогли их вычислить. Ситуацию усугубляло то, что военные учения там должны были вот-вот начаться. И только пилотам МАЦ удалось обнаружить их, остановить действия военных. Наш вертолет кружил над женщинами, тем самым сообщая о том, что идет подмога», - вспомнил случай заместитель руководителя Департамента ГОЧСиПБ Андрей Иванов.
Московский авиационный центр был создан в 2003 году сначала занимался только тушением крупных пожаров и участвовал в ликвидации последствий ЧС. Тогда на вооружении МАЦ были всего три пожарных вертолета и семь площадок для обеспечения полетов. С 2008 года началось развитие санитарной авиации. Сегодня в авиацентре 11 вертолетов и 26 посадочных площадок. Аварийно-спасательное подразделение в МАЦ появилось в 2019 году. Его специалистов могут выезжать на место ЧП на вертолете или автомобиле. В учреждении работает 27 спасателей, которые дежурят круглосуточно группами по четыре человека. За время своего существования они выезжали около 1000 раз на ДТП, пожары, вскрытия дверей, поиск потерявшихся в лесу и другие происшествия.
РЕГИНА АБДРАЗЯКОВА