Объяснять или требовать, какой подход в воспитании выбрать?
В желании воспитать ребенка правильно и эмоционально комфортно родители задаются вопросом: объяснять или требовать?
Предоставление выбора ребенку и объяснения требований связаны между собой. Многими родителями требования воспринимаются, как навязывание собственных решений. А долгие объяснения зачастую выглядят, как самооправдание. Но так ли важно это принятие решения с раннего возраста? Безусловно, в ребенке нужно воспитывать собственное мнение. Но преждевременная необходимость принятия решений - это ответственностьдля малыша, к которой он еще не готов. Всему свое время.
Конечно, смысл всех ваших требований необходимо объяснять, чтобы ребенок понимал последствия их выполнения и последствия их игнорирования. Необходимо объяснять и ежедневные стандартные действия (возможно, не один раз), например, «мыть руки перед едой необходимо, чтобы в рот не попали микробы и не заболел живот». Но подобные ежедневные объяснения одного и того же действия уместны до определенного возраста.
Почему?
1. Каждый раз, сопровождая простое ежедневное действие своими объяснениями, родитель, в итоге, перейдет на диалог с ребенком. Впоследствии все сложней будет доказать, что это действительно нужно. Ведь дети подросткового возраста могут прекрасно обосновать, почему им необязательно мыть руки перед едой или наводить порядок в комнате.
2. Ребенок привыкает слушать длинные, развернутые тексты. Любое, даже самое простое требование в контексте подобного воспитания должно быть обосновано. На каждую просьбу, например, «достань молоко» или замечание у ребенка будет возникать куча ненужных вопросов: «А где оно?», «А зачем?». Итак, простая просьба переходит в бесконечные диалоги, не приближающие к цели.
3. Многословные объяснения родителей, в конце концов, начинают восприниматься как фоновый шум или радио. Конечно, никакая просьба, таким образом, не будет услышана.
Итогом всех этих долгих ежедневных объяснений станет то, что родителям проще будет выполнить задание самим или просто отстать от ребенка. Дети же абсолютно перестанут воспринимать требования взрослых.
Так объяснять или требовать?
Конечно, объяснять – ведь ребенок должен знать что, когда и для чего он делает. Но объяснять только до того момента, когда он сможет сам рассказать, почему это важно.
Затем – просто требовать – кратко и четко сформулировав задание: «помой руки», «достань масло».
В итоге, общение с ребенком станет значительно проще, спокойней и появится больше времени для нужных, интересных дел и для более важных разговоров с ребенком, чем смысл мытья рук.