Машина на батарейке. Наш репортаж: проверяем, приспособлен ли округ для авто будущего – электромобилей
Количество электрического транспорта в Москве растёт с каждым годом. Электробусы и электросамокаты уже стали привычным средством передвижения жителей столицы. Не отстают и электромобили – каждая третья машина, сошедшая до конца этого года с конвейеров завода «Москвич», будет на электротяге. Наши корреспонденты прокатились на электромобиле по району Ясенево и оценили, готов ли округ к машинам будущего.
БЕЗ ШУМА И ПЫЛИ
Свой электрокар житель Ясенева Василий Кучушев приобрёл 1,5 года назад. Машину ему привезли из Японии. «У меня большой опыт езды с правым рулём, поэтому японский вариант вполне устроил», – поделился мужчина. Пятилетний электрокар обошёлся Василию в 770 тыс. руб. По России он не бегал, а вот в Японии прошёл свои 45 тыс. км. Василий садится в электромобиль, запускает двигатель и трогается с места. Машина едет практически бесшумно. Слышен только тихий звук, напоминающий шипящий свист. «Автомобиль специально его издаёт, чтобы оповещать пешеходов о своём приближении», – объясняет водитель. Покупкой машины с электродвигателем Василий Кучушев остался доволен.
В целом обслуживание электромобиля значительно проще, ведь в нём практически нет расходников. Например, не нужно менять свечи или заливать масло. Однако есть и существенный недостаток – быстрая разрядка батареи при сильных морозах. «Если температура –10 градусов, то на полном заряде проехать можно где-то 80 км, хотя в тёплое время года – 140 км, – поделился Василий. – Как-то зимой при –30 градусов я поехал за женой из Ясенева в Бутово с полным зарядом батареи. Когда доехал, обнаружил, что осталось всего 30%. Хорошо, что недалеко была зарядная станция».
ОТ ДОМАШНЕЙ РОЗЕТКИ
Для Василия решающую роль при покупке электромобиля сыграло то, что совсем рядом с его домом располагалась бесплатная зарядная станция. Кстати, стоянка на всех городских парковочных местах для электрокаров тоже бесплатная. Исключение составляют только плоскостные парковки со шлагбаумом. «Сейчас коммерческая зарядка возле моего дома стала платной, – рассказывает наш герой. – Приходится отдавать 17 руб. за 1 квт». В новом автомобиле ёмкость аккумулятора составляет 24 квт, однако со временем он, как и любая батарея, деградирует. Электрокару Василия 7 лет, и сейчас аккумулятор держит заряд 18 квт. Это значит, что для полной зарядки машины необходимо потратить около 300 руб.
Василий рассказал, что часто заряжает автомобиль прямо от розетки собственной квартиры. Живёт мужчина на четвёртом этаже. «Я протягиваю кабель с балкона и подключаю к машине, – говорит он. – Чтобы никому не мешать, делаю это поздним вечером. Пришлось пригласить электрика, который установил мне промышленный вариант розетки, и заказать на заводе 50-метровый кабель-удлинитель. Соседи, когда я им всё объяснил, отнеслись с пониманием». При таком варианте полная зарядка автомобиля занимает 6–6,5 часа. Однако Василий редко полностью расходует батарею, поэтому на зарядку у него обычно уходит 3 часа. «Когда заряжаешь электромобиль от домашней розетки, стоимость выходит всего 4,5 руб. за 1 квт. То есть я могу проехать те же 140 км всего за 80 руб. Если сравнивать с моей прошлой бензиновой машиной, то за это расстояние приходилось отдавать 600 руб.».
ФАКТ
За 1-е полугодие 2022 года зарядными станциями для электромобилей в Москве воспользовались более 26 тыс. раз. Это в 5 раз превышает показатели всего прошлого года. Руководитель проекта «Энергия Москвы» Александра Шумская рассказала, что сейчас в столице установлено 108 бесплатных зарядных станций для электромобилей. Владельцы электрокаров освобождены от уплаты транспортного налога, а парковка на территории города для них бесплатная.
НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!
Электромобили устроены значительно проще бензиновых, например, в них нет карбюратора или коробки передач.
Кстати, при желании за расход батареи можно совсем не платить – все зарядные станции «Энергия Москвы» в городе бесплатные, и с каждым годом их число растёт. Воспользовавшись популярным мобильным приложением для владельцев электромобилей, мы насчитали в ЮЗАО 28 точек для зарядки, 11 из них – городские, бесплатные. Они обозначены знаком «Электромобиль» и имеют соответствующую разметку. Парковаться на них могут только электрокары, всех остальных ждут эвакуация и штраф. Однако в районе Ясенево, где Василий катал нас на своём автомобиле, оказалась всего одна станция с ценником 17 руб. за 1 квт по адресу: ул. Ясногорская, д. 5. Туда мы и отправились, чтобы своими глазами увидеть процесс зарядки.
Как выяснилось, здесь всё автоматизировано. Мы подъехали к небольшому столбику с закрытой розеткой. Замок Василий разблокировал с помощью мобильного приложения. Подсоединив автомобиль кабелем, он закрыл металлическую крышку зарядной станции, нажал кнопку на смартфоне – и зарядка началась. «Обычно я закрываю машину, ухожу домой и через приложение контролирую, когда нужно прийти и забрать заряженный автомобиль», – объяснил он. Во время зарядки крышка станции автоматически закрывается на замок, а другой конец кабеля блокируется в разъёме машины. Вытащить его до того, как владелец электрокара отдаст соответствующую команду в мобильном приложении, не получится.
Кабель во время зарядки никто не вытащит, пока владелец не разблокирует его с помощью мобильного приложения.
Если сравнивать с домашней розеткой, время зарядки на этой станции почти такое же – 6 часов. Однако всё зависит от мощности зарядной точки, и на других станциях длительность зарядки может быть значительно меньше. Также в Москве есть несколько так называемых быстрых зарядных станций, там время сократится до 25–30 минут. «Конечно, на электромобиле вряд ли сейчас получится совершить путешествие по России, для этого нужны зарядные станции через каждые 100 км, – говорит Василий. – Но для повседневных задач – отвезти детей в школу или съездить в магазин – эта машина прекрасно подходит».
КСТАТИ
Какие виды альтернативного топлива существуют?
На самом деле есть десятки способов запустить машину, не используя привычный бензин.
Одним из них является так называемый биодизель – топливо получают из рапса, растительного масла и даже водорослей.
Другой вид топлива – этанол, который тоже делают из растений, например кукурузы или сахарного тростника.
Машина может также работать на жидком азоте, аммиаке, водороде и даже на сжатом воздухе.
И не забудем об автомобилях, крыши которых покрыты солнечными батареями. Новые разработки учёных в области альтернативного топлива появляются каждый год и не перестают удивлять автолюбителей.
-- Александр АНДРУЩЕНКО