Собянин: Москва входит в число мировых лидеров по сохранению объектов культурного наследия
В Москве городские службы заботятся о сохранении объектов культурного наследия, сообщил Сергей Собянин.
По его словам, они активно занимаются восстановлением, сохранением и поддержанием чистоты памятников истории и культуры. Значительные усилия были приложены для реставрации ключевых символов ВДНХ, таких как 14 фонтанов Центральной аллеи. С тщательностью было проведено восстановление исторического облика данных объектов, а также полная обновка инженерной системы. С 2012 года были полностью отремонтированы 10 пешеходных и автомобильных мостов, соединяющих берега Москвы-реки. Среди них были и памятники истории и культуры, такие как Большой Москворецкий и Большой Каменный мосты. В процессе реконструкции сохранены были исторические элементы, такие как витражи и ограждения. Также в рамках реставрационных работ были применены современные технологии и инструменты.
В 2018-2019 годах, фонтаны на ВДНХ были отреставрированы сотрудниками ГБУ «Гормост». Все фонтаны вернули свой исторический облик, при этом полностью были обновлены инженерные коммуникации. Центральная аллея также была благоустроена летом 2018 года, где восстановили фонтаны «Золотой колос», «Каменный цветок» и «Дружба народов».
В 2021 году в музее-заповеднике «Царицыно» капитально отремонтировали Царицынскую плотину – уникальное гидротехническое сооружение, образующее Верхний Царицынский пруд и отделяющее от него Нижний Царицынский пруд. Оно входит в исторический ансамбль усадьбы и является объектом культурного наследия. В нынешнем виде мост был построен в XIX веке на месте старой плотины, сооруженной в конце XVII века и перестроенной столетие спустя. Капитальный ремонт потребовался в связи с частичным разрушением бетонных элементов конструкции и облицовки, образованием протечек из-за нарушения гидроизоляции. Перед началом работ специалисты внимательно изучили архивные материалы и инженерно-технические особенности моста. В рамках проекта отремонтировали железобетонную плиту сооружения, восстановили кирпичную кладку арочных сводов, заменили гидроизоляцию, перебрали плиты гранитного мощения и частично заменили облицовку моста. Для сохранения экологии парка и комфорта отдыхающих специальная строительная техника не применялась, резка гранитного камня и другие аналогичные работы проводились за пределами музея-заповедника.
В 2023 году в Пресненском районе Москвы начался капитальный ремонт пешеходного моста имени 1905 года, который признан объектом культурного наследия федерального значения. Работы планируют завершить во втором квартале 2024 года. Мост имени 1905 года, или Горбатый мост, пролегал через ныне не существующий проток старого русла реки Пресни. Он построен в середине XVIII века на плотине Среднего Пресненского пруда. Сооружение отреставрировали в 1980 году, с тех пор оно ни разу капитально не ремонтировалось. Длина моста составляет почти 70 м, а ширина – 23 м. Необходимость капремонта вызвана частичным разрушением исторической белокаменной облицовки, утратой гранитной брусчатки, обветшанием деревянных элементов ограждения, дефектами декоративных фонарей. Для разработки научно-проектной документации специалисты изучили архивные материалы и инженерно-технические особенности сооружения. Разрешение на проведение капремонта было выдано после согласования с департаментом культурного наследия, который контролирует ход работ. Мастера отремонтируют мостовое полотно, заменят гидроизоляцию, переберут гранитную брусчатку и ступени. Предстоит расчистить и отреставрировать белокаменную облицовку фасадов и парапетов моста, восполнить разрушенные и утраченные элементы. Также заменят деревянные ограждения и отреставрируют металлические фонари. На время ремонта пешеходный мост будет полностью перекрыт, однако на пешеходную доступность территорий возле него это не повлияет.
На Ростокинском акведуке заменили архитектурно-художественную подсветку, установив вместо люминесцентных ламп светодиодные. Это единственное в России сооружение, сохранившее память о первом самотечном водопроводе. По назначению он использовался до 1902 года, а затем некоторое время служил опорой для водопроводной магистрали и теплотрассы.